Инновационный опыт

Модель формирования цифровых компетенций участников образовательного процесса

     Развитие информационного общества в Республике Беларусь предполагает развитие человеческого капитала, формирование у граждан соответствующих цифровых компетенций, которые в конечном итоге определяют конкурентоспособность специалиста и влияют на качество жизни человека. Развитие цифровой экономики, здравоохранения, социальной сферы невозможно без решения данной проблемы, так как именно всеобщая цифровая грамотность населения позволит создать фундамент для стабильной работы экосистемы информационного общества, подготовит граждан к новым вызовам и обеспечит их информационную безопасность.

     Одним из путей решения проблемы цифровой грамотности учащихся может стать работа по модели формирования цифровых компетенций участников образовательного процесса, определение подходов, принципов и условий их формирования в учреждении образования.

     Предлагаются методические и дидактические материалы, полученные в ходе реализации инновационного проекта «Внедрение модели формирования цифровых компетенций участников образовательного процесса», который был реализован в период с 2019 по 2022 год.

        Консультанты проекта:

Сорока Оксана Геннадьевна, заместитель декана по научной работе факультета начального образования Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, кандидатом педагогических наук; Васильева Ирина Николаевна, заместитель директора общества с ограниченной ответственностью «Образовательный центр программирования и высоких технологий».

      В результате последовательной и системной деятельности по формированию цифровых компетенций педагогический коллектив сможет

  • достигнуть положительной динамики развития цифровых компетенций участников образовательного процесса;
  • создать условия для личностного развития учащихся, активизации их учебно-познавательной деятельности с использованием ИКТ;
  • обеспечить эффективность реализуемых совместных проектов в триаде «учителя-учащиеся-родители»;
  • активизировать применение современных педагогических технологий в работе как с учащимися, так и со взрослыми (ИК-технологии, проектная технология, многомерная дидактическая технология, технология критического мышления);
  • создать электронные ресурсы для взаимодействия педагогов, учащихся и родителей;
  • повысить уровень методологической и информационной культуры педагогов.

     Материалы адресованы методическим службам управлений (отделов) образования, руководителям учреждений общего среднего образования, классным руководителям, учителям.

Теоретические основы модели формирования цифровых компетенций участников образовательного процесса

развернуть

Предлагаемая модель формирования цифровых компетенций участников образовательного процесса разработана на основе научных подходов к деятельности

Внедрение данной модели направлено на формирование цифровых компетенций участников образовательного процесса как характеристики конкурентоспособной личности. Модель базируется на полиподходности и опирается на системно-деятельностный, компетентностный, личностно-ориентированный и культурологические подходы. Процесс формирования цифровых компетенций представлен мотивационно-ценностным, когнитивным, деятельностным и рефлексивно-оценочным компонентами, что отражает логику формирования компетенции: отношение - знания - умения - опыт деятельности.

Приложение 1. Модель формирования цифровых компетенций участников образовательного процесса

свернуть

Описание модели формирования цифровых компетенций участников образовательного процесса

развернуть

Модель формирования цифровых компетенций участников образовательного процесса предполагает организацию работы одновременно в нескольких направлениях:

- работа с педагогами по освоению современных подходов, технологий и способов формирования ценностного отношения к деятельности в информационной образовательной среде; развитие умений педагогов создавать электронные образовательные ресурсы для поддержки деятельности учащихся; совершенствование методов организации удаленного взаимодействия учащихся и приемов интеграции цифровых технологий в образовательный процесс;

- работа с родителями по повышению уровня их цифровой компетентности, формирование знаний о компонентах информационной образовательной среды учреждения образования, основ безопасности ребенка в цифровой среде; 

- работа с учащимися по развитию умений информационного менеджмента, общения в сети интернет, умений создавать сложный цифровой контент, умений решать предметные и практические задачи с помощью цифровых инструментов; развитие способности к продуктивному взаимодействию в информационной образовательной среде, способности использовать цифровые инструменты в деятельности; формирование ответственного поведения в цифровой среде;

- работа учащихся с родителями, педагогами и сверстниками по повышению их компьютерной грамотности через организацию деятельности Медиацентра гимназии.

Приложение 2. Страница Медиацентра ГУО "Гимназия г. Сморгони"

Системообразующей основой стала разработанная членами проектной группы модель взаимодействия «Педагог – Учащийся – Родитель» (приложение 3), в которой сочетаются инновационные формы, способствующие развитию цифровых компетенций педагогов, учащихся и родителей.

Приложение 3. Модель взаимодействия «Педагог – Учащийся – Родитель»

Алгоритм деятельности педагогического коллектива по повышению уровня цифровых компетенций участников образовательного процесса:

- работа руководства по ресурсному обеспечению, создание условий для формирования информационно-насыщенной среды учреждения образования;

- деятельность творческой группы педагогов, определение функциональных обязанностей каждого, организация работы тематических групп педагогов;

привлечение учащихся для создания и функционирования Медиацентра гимназии;

- создание разветвленной информационной образовательной среды учреждения образования посредством функционирования официальных страниц в социальных сетях Facebook, Instagram, YouTube;

привлечение родителей и законных представителей учащихся для организации совместных дел, праздников, экскурсий, походов, обеспечение связи с общественными организациями;

- трансляция передового педагогического опыта педагогов на семинарах, практикумах, конференциях, в том числе посредством организации дистанционного взаимодействия;

- организация постоянно действующего семинара «Формы и методы работы по формированию цифровых компетенций участников образовательного процесса» (приложение 4);

- освоение новых сервисов сетевого взаимодействия, ведение блогов, создание сайтов, и сетевых сообществ (приложение 5).

Приложение 4. Положение о постоянно действующем семинаре

Приложение 5. Сайт "Ресурсный центр по внедрению информационных технологий и средств обучения Сморгонского района"

Критерии и показатели сформированности цифровых компетенций участников образовательного процесса

Матрица самооценки уровня сформированности цифровых компетенций

Для изучения уровня сформированности цифровых компетенций у подростков предлагаем использовать опросник для подростков, разработанный факультетом психологии МГУ имени М.В.Ломоносова http://detionline.com/assets/files/research/qC.pdf.

Для изучения степени участия родителей в информационных процессах гимназии использовался опросник для родителей факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова http://detionline.com/assets/files/research/qP.pdf.

У педагогов отношение к цифровым технологиям, участие в создании новых цифровых продуктов, владение образовательными технологиями, предполагающими использование ИКТ и ресурсов сети Интернет предлагаем исследовать с помощью опросника «Цифровая грамотность педагогов» https://d-russia.ru/wp-content/uploads/2019/10/digit-ped.pdf

свернуть

Методические разработки и дидактические материалы

развернуть

 

Обучающие ресурсы для повышения профессиональной компетентности педагогов

1. Практическое занятие «Создание открытого бесплатного онлайн-курса на платформе Stepik»

https://sviat1975.wixsite.com/my-site-5

Практическое занятие для педагогов знакомит с интерфейсом платформы Stepik, автор, учитель информатики ГУО "Гимназия г. Сморгони", С.И.Жук, показывает способы создания интерактивных обучающих уроков и онлайн-курсов, используя видео, тексты и разнообразные задачи с автоматической проверкой и моментальной обратной связью, возможности использования платформы для учащихся и преподавателей.

2. Очно-дистанционная школа совершенствования педагогического мастерства учителей начальных классов «Использование технологии веб-квеста как интерактивной образовательной среды для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся и развития сетевого взаимодействия» 

https://shkolapedagogov.blogspot.com/ 

Руководителями данного проекта являются учитель начальных классов В.Н.Скальская и заместитель директора по учебной работе Е.В.Рутковская

Организовано обучение по освоению технологии образовательного веб-квеста

Разработана система заданий по формированию цифровых компетенций педагогов посредством использования сервисов Web2.0 и платформ для организации сетевого взаимодействия.


Автор: заместитель директора по учебной работе ГУО "Гимназия г. Сморгони" О.Ю.Гришан

Материалы сайта включают не только теоретические вопросы, связанные с представлением информации в различных визуальных формах, использованием техник визуализации, но и позволяют педагогам принять участие в разработке собственных ресурсов, следуя предложенным пошаговым инструкциям. 

3. Дистанционный практикум «Использование техник визуализации для формирования предметных и метапредметных компетенций учащихся и педагогов»

https://sites.google.com/view/visualgrishan

 4. Сайт "Организация проектной деятельности учащихся по химии и биологии" 

https://olgasmorgon2702.wixsite.com/proekt

Автор: заместитель директора по учебной работе ГУО "Гимназия г. Сморгони" О.Ю.Гришан

Структурированы материалы для организации проектной деятельности по учебным педметам "Химия" и "Биология". Предложена методическая разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Экскурсия №2. Многообразие лишайников». Описаны рекомендации по проведению экологическая информационная акция "Школьный ЭКОдвор", которая проводится как итоговое мероприятие по реализации образовательного проекта «Зеленые школы». Представлены проекты для изучения биоразнообразия на пришкольной территории

Электронные образовательные ресурсы педагогов гимназии, которые признаны на уровне области и республики

1. «Виртуальная экскурсия "В огне Первой мировой"» – сайт Гришан Ольги Юрьевны, который создан с целью формирования исследовательских, коммуникативных, информационных, гражданско-патриотических и общекультурных компетенций личности посредством участия в виртуальном путешествии по памятным местам Первой мировой войны на территории Сморгонского района,

https://sites.google.com/view/smorgonvar/ 

Диплом II степени XV Республиканского конкурса "Компьютер. Образование. Интернет", 2022 год 

 2. Виртуальный музей "История. События. Люди"» – сайт Жук Светланы Ивановны, Гришан Ольги Юрьевны, который представляет собой интернет-ресурс, объединяющий образовательный процесс с реальной жизнью, создан с целью систематизации, сохранения и распространения музейных и исследовательских краеведческих материалов, https://sviat1975.wixsite.com/museum-gymn 

Диплом II степени областного конкурса «IT-мастер», 2021 год

 3. Веб-квест «"Забытая" война» – сайт Квяткевич Людмилы Евгеньевны, Рутковской Елены Владимировны и Скальской Виктории Николаевны, на страницах которого организовано сотрудничество учащихся по изучению истории Первой мировой войны и совместная поисковая и творческая деятельность с использованием сетевых сервисов, https://klmbkf5068542.wixsite.com/jdjqyt 

Диплом III степени областного конкурса "Компьютер. Образование. Интернет", 2019 год

 4. «Интерактивный плакат “Странички города Сморгони”» – электронный образовательный ресурс Скальской Виктории Николаевны, который предназначен для ознакомления учащихся начальной школы с историей родного города Сморгонь https://clck.ru/h2pGq 

Диплом II степени в районном конкурсе на лучший электронный образовательный ресурс, созданный педагогическим работником, 2022 год

 5. «Интерактивный плакат “Химия азота и фосфора”» – электронный образовательный ресурс Гришан Ольги Юрьевны, который включает учебный материал темы «Азот и фосфор. Соединения азота и фосфора» по учебному предмету “Химия” для IX и XI классов, https://clck.ru/h2pHZ 

Диплом II степени в районном конкурсе на лучший электронный образовательный ресурс, созданный педагогическим работником, 2022 год

 6. «Путешествие в страну Математика» – сайт Квяткевич Людмилы Евгеньевны, в котором представлена система учебных занятий для подготовки учащихся 2-3 классов к школьным и районной олимпиаде по математике, https://mila30011968.wixsite.com/mysite-1 

Диплом III степени на районном этапе областного конкурса «IT-мастер», 2021 год

 7. «Флэш-карткі ў дапамогу настаўніку і вучню» – электронный учебный модуль Скальской Виктории Николаевны, который позволяет целенаправленно и планомерно работать над расширением словарного запаса учащихся, способствует развитию речевых навыков учащихся младших классов средней школы, https://fleshscool.blogspot.com/ 

Диплом II степени в районном конкурсе на лучший электронный образовательный ресурс, созданный педагогическим работником, 2020 год

 Разработки учебных занятий, классных часов, родительских собраний

 

1. Обучающее занятие для родителей учащихся V класса «Профилактика гаджет-зависимости»

 

2. Урок русского языка в III классе по теме «Роль имён прилагательных в речи» 

 

3. Классный час «Безопасность в Интернете»

 

4. Урок математики в 8 классе по теме
«Свойство отрезков хорд и касательных»

 

5. Видео нарезка уроков с использованием ИКТ в рамках проведения методической декады "Развитие цифровых компетенций учащихся средствами урочной и внеурочной деятельности"

 

свернуть

Список литературы

развернуть
  1. Hutmacher, W. Key Competencies for Europe. Report of the symposium / W. Hutmacher [Electronic resource] // ERIC: Institute of Education Sciences. – Mode of access: https://clck.ru/FR8Wg – Date of access: 12.04.2018.
  2. Стратегия развития информатизации в Республике Беларусь на 2016 — 2022 годы // утверждена на заседании Президиума Совета Министров от 03.11.2015 № 26. — Режим доступа: https://clck.ru/FR8WM. — Дата доступа: 01.01.2016.
  3. Об утверждении образовательных стандартов общего среднего образования: постановление Министерства образования Республики Беларусь 26 декабря 2018 г. № 125. – Режим доступа: https://clck.ru/FR8Vp
  4. Трафимчик, Ж И. Игровая компьютерная зависимость: предпосылки, последствия, профилактика / Ж. И. Трафимчик // Народная асвета. – 2015. - № 3.
  5. Штейнборм, М. А. К вопросу о кибераддикции / М. А. Штейнборм // Международный журнал экспериментального образования. – 2011. - № 8.
  6. Букин, С. Б. Профилактика гаджет – зависимости как вредной привычки 21 века [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https//www.урок.рф/ library/ profilaktika_gadzhet_zavis_095104.html. – Дата доступа: 17.03.2020
  7. Авилова С.Ю. Родительское собрание "Безопасность детей в сети Интернет. Родители и дети - вместе в Интернете" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cutt.ly/QtYuVWg. – Дата доступа: 17.03.2020
  8. Бриль, С.Н. Семинар «Социальные риски в киберпространстве»: Организация взаимодействия педагогов и родителей по выработке правил безопасного поведения детей в интернете // Народная асвета.- 2019.- №5.- С.88-90
  9. Винничек, Т.Г. Дети в информационном обществе: опасности сети интернет: Повышение у подростков уровня компьютерной грамотности// Народная асвета.- 2019.- №1.- С.85-86
свернуть