Психолого-педагогические компетентности родителей

Развитие психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) учащихся

    Данный опыт получен в ходе реализации инновационного проекта “Внедрение модели развития психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) учащихся”, который был реализован в период с 2016 по 2021 год.

Консультанты: Добриневская А.И., методист высшей категории управления социальной и воспитательной работы государственного учреждения образования «Академия последипломного образования»; Михалевич Е.Ф., начальник управления социальной и воспитательной работы государственного учреждения образования «Академия последипломного образования».

В основе модели лежит философия взаимодействия семьи и педагогов, суть которой состоит в том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты, в том числе и школа, призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность. Выстраивая работу в рамках данной модели, учреждение образования стремится к повышению уровня воспитанности и качества образования учащихся путем развития психолого-педагогической компетентности родителей и организации эффективного сотрудничества семьи и школы на основе инновационных подходов и использования современных образовательных технологий.

В результате последовательной и системной деятельности педагогический коллектив сможет

  • достигнуть положительной динамики развития психолого-педагогической компетентности родителей, их удовлетворённости организацией обучающих занятий по  запросам;
  • создать условия для личностного развития учащихся, активизации их учебно-познавательной деятельности;
  • обеспечить эффективность реализуемых совместных проектов в триаде «учителя-учащиеся-родители»;
  • активизировать применение современных педагогических технологий в работе как с учащимися, так и со взрослыми ( ИК-технологии, проектная технология, многомерная дидактическая технология, технология критического мышления через чтение и письмо);
  • создать электронные ресурсы для взаимодействия педагогов и родителей;
  • разработать сценарии обучающих занятий для родителей по их запросам;
  • повысить уровень методологической и информационной культуры педагогов.

Материалы адресованы методическим службам управлений (отделов) образования, руководителям учреждений общего среднего образования, классным руководителям, учителям и воспитателям, организующими работу с родителями.

Теоретические основы модели развития психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) учащихся

     В основу модели положены научные идеи классиков педагогики (Г.М.Андреева, Л.С.Выготский, И.С.Кон, А.И.Леонтьев, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, Ш.Амонашвили, А.В.Мудрик, Д.Б.Эльконин, Н.Е.Щуркова и др.)   Белорусские ученые (Гавриловец К.В., Кабуш В. Т., Чечет В. В., Жук А.И., Катович Н. К., Осипова М. П., Осипов Е. Д., Коломинский Я. Л., Пальчевский Б.В. и др.) едины в том, что «семейная среда оказывает приоритетное влияние на человека и является тем воспитательным потенциалом, от которого зависит развитие и становление личности.

    Педагоги должны помочь родителям увидеть уникальность ребенка, его природные способности, научить наблюдать за развитием, понимать закономерности происходящих изменений и всячески помогать своим детям успешно взрослеть и развиваться. 

     Эта идея «от компетентного учителя - к компетентному ученику и родителю, от компетентного родителя и учителя - к счастливому, здоровому и успешному ребенку, к социально развитому и благополучному обществу» не только злободневная, но личностно значимая и государственно важная.

Описание модели развития психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) учащихся

Модель развития психолого-педагогической компетентности родителей предполагает организацию работы одновременно в нескольких направлениях:

  • работа с педагогами по освоению современных подходов, технологий и способов продуктивной работы и сотрудничества с учащимися и их родителями, по освоению и использованию оптимальных форм и методов групповой и индивидуальной работы с семьей ;
  • работа с родителями по повышению уровня их психолого-педагогической компетентности, сопровождению самообразования, по включению родителей в управление и организацию образовательного процесса; 
  • работа родителей с детьми и своими коллегами по взаимообучению, обмену опытом семейного воспитания и организации социально-педагогической поддержки семей;  
  • работа учащихся с родителями по повышению их компьютерной грамотности, по организации совместных праздников, походов, общественно-полезной деятельности и трудовых акций. 

Работа организуется дифференцированно, с учетом потенциальных возможностей и образовательных запросов, психолого-педагогических потребностей и затруднений родителей.

Основными содержательными линиями выступают: 

  • познавательная сфера, интеллектуальное развитие детей на основе принципа природосообразности, формирование навыков осознанного образовательного, профессионального и жизненного выбора;
  • социальное и духовно-нравственное воспитание, личностное развитие всех участников образовательного процесса;
  • поддержка физического здоровья учащихся и формирование навыков  здорового образа жизни;
  • развитие творческого потенциала, дополнительное образование детей, родителей и учителей;
  • выявление, обобщение, пропаганда и распространение опыта позитивного семейного воспитания через организацию выставок родительского творчества, экспозиций в школьном музее, мастер-классов.

 Критерии сформированности психолого-педагогической компетентности родителей

В основу деятельности по развитию психолого-педагогической компетентности родителей положена разработанная членами проектной группы логико-смысловая модель «Формы взаимодействия «школа - семья»», которая предусматривает сочетание традиционных форм ( лекторий, родительское собрание, совет профилактики, совместные трудовые акции, походы и т.д.) и инновационных, включающих обучающие занятия для родителей по их запросам, а также дистанционное взаимодействие посредством блога классного руководителя, вебинаров, скайп-конференций, сетевых сообществ.

Обучение ведётся по трём направлениям:

  • обучение родителей как воспитателей;
  • обучение родителей как учителей своего ребенка;
  • обучение родителей как союзников, партнеров, единомышленников учителя, активных участников образовательного процесса.

Алгоритм выявления родительских запросов, определения форм и методов их удовлетворения выглядит следующим образом:

  • анкетирование родителей класса - обобщение результатов анкетирования всех классов параллели - выявление типичных запросов и затруднений для каждой параллели каждой ступени общего среднего образования - определение количества и состава групп родителей, имеющих одинаковые запросы - определение форм удовлетворения запросов (обучающие занятия, групповые и индивидуальные консультации, информирование и обучение посредством блога классного руководителя, организация взаимодействия в триаде «учитель-ученики-родители».)  
  • Следующий шаг – разработка педагогами сценария обучающих занятий.
  • Проведение обучающих занятий для родителей по их запросам основано на принципе мультипрофильного обучения: на параллели в рамках одной темы планируются занятия по 2-3 подтемам, посещать которые могут родители разных классов. Используемые формы проведения обучения: тренинг, семинар, круглый стол, в канву которых включаются опросы, анкетирование, работа в группах, дискуссии, что придаёт занятиям интерактивный характер.
  • При реализации родительских запросов широко используются информационно-коммуникационные технологии: при информировании родителей задействуются сайт учреждения образования, блог классного руководителя, группа в Viber, электронная почта; при диагностике – Google-формы и Google-таблицы; при организации обучающих занятий–презентации, видеосюжеты, QR-коды; при организации детско-взрослых проектов и акций – фотоальбомы, видеоотчёты, электронный банк работ и т.д.

Модель реализации запросов родителей средствами информационно-коммуникационных технологий 

Интерактивный практикум для родителей «Дети не для насилия»

 

 

Народная педагогіка ў дапамогу сучасным бацькам (навучальны занятак для бацькоў на базе гісторыка-краязнаўчага музея)

Обучающее занятие для родителей учащихся V класса «Профилактика гаджет-зависимости»

Работа с педагогами

    Для обеспечения повышения квалификации педагогов организуется постоянно действующий семинар «Формы, методы, технологии обучения взрослых», на котором обсуждаются вопросы, связанные с психологическими особенностями обучения взрослых, организацией эффективного взаимодействия в режиме «учитель-родитель», использования технологии многомерных дидактических инструментов, информационно-коммуникационных технологий в работе с родителями. На занятиях  изучаются вопросы взаимодействия участников образовательного процесса на платформе Знай.бай; ведения блогов, геймификации процесса обучения, организации обучения в удалённом режиме.

    Внутригимназическая работа по взаимобучению ведётся посредством мастер-классов. Используется дистанционная форма обучения педагогов.

Аннотированный список литературы

№ п/п

Библиографическое описание книги (статьи) или ресурс

Аннотация

1

Антонович,И.А. Образовательный проект “Классный коллектив и семья” // И.А. Антонович. – Минск: Народная Асвета. – 2016. - №6. – С.79.

В статье определены основные цели, этапы, системы оценки и мониторинг реализации проекта.

2

Бобровская,Л.А. Классный час “Семья – начало всех начал” // Л.А.Бобровская. – Минск: Народная Асвета. – 2016. - №4. – С. 93 - 95.

Пути и средства формирования у школьников уважительного отношения к семье и семейным традициям, своему роду – основная цель предложенного классного часа.

3

Зданкевич,И.П. Ваш ребёнок в первом классе // И.П.Зданкевич. – Минск: Диалог. – 2014.№14.- С.23-26

Читателям предоставляется профессионально правильный алгоритм поведения с детьми при возникновении любых проблемных вопросов.

4

Зданкевич,И.П. Родительский всеобуч: секреты воспитания // И.П. Зданкевич. – Минск: Диалог. -2016.-№2.-С.60-68

Материал, написанный в форме «вопрос-ответ» поможет родителям ответить на некоторые вопросы, связанные с воспитанием детей.

5

Касциян,Е.В. Родительское собрание “Как научить ребенка жить в мире людей” // Е.В.Касциян. – Минск: Народная Асвета. – 2017. - №6. – С. 89 – 92.

Родительское собрание призвано сформировать у учащихся культуру семейных отношений.

6

Курило,О.Б. Безусловное принятие ребёнка. Занятие с элементами тренинга // О.Б.Курило. – Минск: Народная Асвета. – 2017. - №1. – С.90 – 93.

Автор статьи предлагает разработку занятия с элементами тренинга для родителей по развитию навыков конструктивной коммуникации.

7

Лобов,П.В. Психолого-педагогическая поддержка семей и детей, находящихся в сложной жизненной ситуации // П.В.Лобов. – Минск: Диалог. - 2013.-№6.-С.8-11

Представлен опыт работы социально-педагогического центра Копыльского района.

8

Маскаленко,В.Л. Тренинговое занятие для родителей “Как продуктивно взаимодействовать с подростками” // В.Л.Маскаленко. – Минск: Народная Асвета. – 2017. - №4. – С. 93 – 96.

Советы педагога-психолога помогут родителям грамотно выстроить отношения со своими взрослеющими детьми.

9

Методы консультирования родителей детей гетерогенных групп: учебно-методическое пособие // Минск: АПО, 2016.- 186 с.

В пособии представлены теоретические, нормативно-правовые и методические материалы, предназначенные для педагогов, психологов по вопросам консультирования родителей детей гетерогенных групп: Детей с особенностями психофизического развития; детей из семей, находящихся в социально-опасном положении; одарённых детей; детей из семей мигрантов и беженцев.

10

Плавник,Н.К. Психологическое насилие в семье // Н.К.Плавник. – Минск: Народная Асвета. – 2017. - №3. – С.83 – 86.

В статье рассмотрены причины психологического насилия в семье.

11

Пузыревич,Н.Л. Ваш ребёнок не хочет учиться // Н.Л.Пузыревич. – Минск: Диалог.- 2014.-№9.- С.12-15

В статье рассматриваются возможные причины возникшей проблемы и типичные ошибки, которые допускают родители.

12

Петкевич,Л.З. Родительский клуб “Дочки-матери”: диапазон взаимодествия // Л.З.Петкевич. – Минск: Народная Асвета. – 2016. - №5. – С. 90 – 92.

Пути и средства формирования семейных традиций и положительного опыта воспитания на примере функционирования родительского клуба.

13

Работа с родителями: Пособие для учителей начальных классов общеобразовательных учреждений. Под общ.ред. М.П. Осиповой, Г.А. Бутрима // Минск: «Экоперспектива», 2003. – 480 с.

Рассматривается сущность педагогической культуры родителей, пути, средства, приемы ее формирования, а также формы взаимосвязи школы и семьи.

На примере опытно-экспериментальной работы представлена система психолого-педагогического просвещения семьи на первой ступени общеобразовательной школы.

Для учителей начальных классов, воспитателей групп продленного дня, преподавателей и студентов учреждений образования.