Модель программно-методического обеспечения организации психологической помощи

Актуальность проекта

В настоящее время в республике работают 3452 педагога-психолога в 2987 учреждениях общего среднего образования, координацию деятельности осуществляют 140 социально-педагогических центра.

Оказание психологической помощи обучающимся, их законным представителям и педагогическим работникам в нашей стране имеет государственное значение.

Однако, несмотря на это, можно увидеть ситуации некорректно оформленной документации, разрозненного психологического инструментария, отчетов о неструктурированных, периодически осуществляемых мероприятиях, а также негативной установки педагогического коллектива по отношению к педагогу-психологу.

Поэтому организация и реализация модели программно-методического обеспечения организации психологической помощи была направлена на повышение качества оказания психологической помощи всем участникам образовательного процесса.

Консультант проекта

Смирнова Наталья Викторовна, заместитель директора по учебной работе Института психологии  учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет им М.Танка», кандидат психологических наук, доцент.

Внедрение модели программно-методического обеспечения организации психологической помощи сможет

повысить качество оказания психологической помощи;

внедрять наиболее эффективные практики психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса;

выработать и внедрять единые подходы и требования к организации психологической помощи участникам образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования;

обеспечить оказание психологической помощи субъектам образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования, где отсутствуют педагоги-психологи;

создать и внедрить на уровне Сморгонского района модель программно-методического обеспечения организации психологической помощи в учреждениях общего среднего образования.

Материалы адресованы методическим службам управлений (отделов) образования, руководителям учреждений общего среднего образования, педагогам-психологам учреждений общего среднего образования.

Значимость проекта

Практическая значимость инновационного проекта определяется возможностью использования его результатов в деятельности педагогов-психологов учреждений общего среднего образования при организации психологической помощи участникам образовательного процесса.

Разработка единых подходов и требований к процессу оказания психологической помощи, позволит успешнее решать задачу повышения качества психологической помощи участникам образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования.

Использование разработанных методов и приемов оказания психологической помощи учреждении общего среднего образования позволит дополнить традиционные формы и методы работы педагога-психолога, повышая эффективность помощи каждому несовершеннолетнему с учетом его индивидуальных и личностных особенностей.

Описание реализации модели программно-методического обеспечения организации психологической помощи

развернуть

Реализация проекта началась с приказа управления образования Сморгонского районного исполнительного комитета от 01.09.2021 № 183 «О создании психологической службы Сморгонского района», согласно которому была и создана психологическая служба Сморгонского района, членом которой являлась педагог-психолог ГУО «Гимназия г. Сморгони» Молчан Н.А.

Реализация инновационного проекта в гимназии началась с разработки  календарного плана организации инновационной деятельности на 2021-2023 года, его утверждения и выполнения с учетом всех видов психологической помощи: психологического консультирования, психологического просвещения, психологической профилактики, психологической коррекции.

свернуть

Психологическая диагностика

В начале каждого учебного года проводились диагностические исследования различной направленности, причем формы и методы проведения были согласованы для всех школ города и района на рабочих встречах участников психологической службы Сморгонского района:
развернуть

по выявлению несовершеннолетних, склонных к совершению аутоагрессивных и суицидальных действий (сентябрь-октябрь);

учащихся I классов с целью определения уровня адаптации (декабрь);

учащихся V классов с целью определения уровня адаптации (ноябрь-декабрь);

учащихся V-XI классов на предмет употребления алкоголя, наркотических и психотропных веществ и их аналогов (до 01.12. ежегодно);

по определению интересов и склонностей учащихся IX классов, готовности к осознанному профессиональному выбору (январь-февраль).

свернуть

Психологическое консультирование

В рамках организации психологической помощи посредством психологического консультирования возросло количество индивидуальных консультаций, что способствовало положительной динамике мотивации участников образовательного процесса к получению психологической помощи и  тематических, с графиком которых можно познакомиться на сайте гимназии.
развернуть

с педагогами рассматривались вопросы, связанные с результатами диагностических  исследований по выявлению несовершеннолетних, склонных к совершению аутоагрессивных и суицидальных действий, адаптацией учащихся I и V классов, проблемами буллинга в классах, формированием благоприятного социально-психологического микроклимата в коллективе, выявлением насилия в семье, половой неприкосновенности несовершеннолетних, насилием в семье, профориентационной направленности, психоэмоциональной саморегуляции;

с законными представителями – вопросы, направленные на коррекцию детско-родительских отношений и анализ семейных проблем, оказание помощи в формировании эффективной, адекватной родительской позиции, отвечающей возрастным и индивидуальным потребностям ребёнка, обучение способам оказания внимания и поддержки детям;

с учащимися – вопросы, направленные на развитие коммуникативных способностей, коррекцию личностного развития и поведения, формирование профессионального самосознания учащихся, стимулирование процессов самопознания и самосовершенствования, стремления к самореализации, выстраиванию здоровых взаимоотношений друг с другом, отстаиванию личных границ.

свернуть

Психологическая профилактика

Для совершенствования методов и форм оказания психологической помощи, при выстраивании профилактической деятельности были проведены тренинги, ликбезы, практикумы, презентации, семинары, занятия с элементами тренинга, дистанционные презентации, тимбилдинги, квест-игры со всеми участниками образовательного процесса с включением дистанционных форм оказания психологической помощи.
развернуть

Для педагогов проводились:

семинары-практикумы «Травля в школе – вместе против нее», «Осторожно: суицид» (2021/2022);

тренинги «Саморегуляция эмоционального состояния как условие успешности педагогического взаимодействия» (2021/2022), «Прокрастинация и внутренний критик: техники когнитивного подхода» (2022/2023);

дистанционная презентация «Профилактика суицидального риска и кризисных состояний» (2022/2023);

занятие с элементами тренинга «Как выстраивать коммуникацию с ребенком на занятиях в сложных случаях» (2022/2023).

Для учащихся были организованы: тренинги «У меня все будет по-другому»; «Слабое звено? или Что стоит за неуспеваемостью»; «Буллинг: подростковое насилие в школе» (2021/2023);

in6 психопрофилактические занятия «Пять шагов к победе», «Экзамены: сдавать, а не сдаваться!» (2021/2023);
тимбилдинг «Формируем команду» (2021/2022); in5
in4

профориентационные игры: «Путь в будущее», «Перспектива», «Лифт в будущее» (2021/2023);

 

квест-игра «Тайна страны счастливых людей» (2022/2023); in3
in2

презентации «Половая неприкосновенность: преступление и наказание», «Чужой среди своих», «Вэйп: структура, мифы и ответственность» (2022/2023);

практикум «Линии жизни: создай свою!», «Я и мои друзья: строительство здоровых взаимоотношений» (2022/2023);

 

ликбезы «Насилие: виды и влияние на человека» (2022/2023). in1

Для родителей:

предлагались занятия «Девять правил воспитания счастливых детей», «Как решать проблемы, используя Я-высказывания» (2021/2022); занятия с элементами тренинга «Что могут родители?» (2023). Налажено распространение информационных брошюр в родительских группах в сети Viber («Кризисные ситуации в жизни подростка: как пережить их вместе», «Дети в кризисной ситуации», «Особенности подростковых и молодежных суицидов» (2022/2023); организовано участие в областном родительском собрании «Обеспечение безопасности несовершеннолетних» (2022/2023).

свернуть

Психологическое просвещение

С целью повышения уровня психологической культуры и мотивации участников образовательного процесса к получению психологической помощи, демонстрации и трансляции инновационного опыта, в рамках организации просветительской деятельности педагог-психолог Н.А.Молчан выступила:
развернуть

на методическом объединении классных руководителей с вопросом «Система организации и выявления неблагополучия в семьях» (2021/2022); на семинаре для заместителей директоров по воспитательной деятельности «Профессиональная ориентация и профильное обучение в условиях информационного общества» (20.04.2022); на методическом объединении руководителей по военно-патриотическому воспитанию по вопросу «Взаимодействие руководителей по военно-патриотическому воспитанию с педагогами-психологами по вопросам профориентациооной работы с учащимися» (24.05.2022), на педагогическом совете «Социально-педагогическое и психологическое сопровождение образовательного процесса: опыт, проблемы, перспективы», результатом которого стали памятки для классных руководителей «Один против всех» (приложение 3), где представлен алгоритм реагирования классного руководителя на выявленные факторы буллинга, и «Дети среди детей, или Как помочь непопулярному ребенку», в которой описан алгоритм деятельности классного руководителя с изолированными детьми (2021/2022).

Педагог-психолог Н.А.Молчан провела: психолого-педагогический консилиум для педагогов, работающих в первых классах, воспитателей детских садов и администрации «О прохождении адаптации первоклассников к обучению в школе» (декабрь 2021, декабрь 2022)

Педагог-психолог Н.А.Молчан провела: психолого-педагогический консилиум для педагогов, работающих в первых классах, воспитателей детских садов и администрации «О прохождении адаптации первоклассников к обучению в школе» (декабрь 2021, декабрь 2022)

in11
in22

семинар-практикум для родителей «Адаптация учащихся в I-ом классе» (декабрь 2021, декабрь 2022), лекции для родителей первых классов “Сексуализированное поведение: причины и пути решения” (ноябрь 2023), психолого-педагогический консилиум для классных руководителей пятых классов, учителей, преподающих в пятых классах и администрации по теме «Адаптация учащихся к новым условиям обучения в средней школе» (декабрь 2021, декабрь 2022);

семинар-практикум для родителей учащихся пятых классов «Адаптация ребенка в новом коллективе» (декабрь 2021, декабрь 2022); in33
in44 психолого-педагогический консилиум для педагогов, работающих в девятых классах, классных руководителей и администрации «Выбор направления обучения» (апрель 2022, апрель 2023),
круглый стол для педагогов «Профилактика насилия в отношении несовершеннолетних» (2023). in55

Личный блог школьного психолога в сети Instagram:psycholog.natasha.molchan

С целью распространения психологических знаний, повышения степени информированности о психологии и возможностях получения психологической помощи был создан и действует личный блог школьного психолога в сети Instagram:psycholog.natasha.molchan, публикации в газете Сморгонского района «Светлы шлях» («Буллинг в школе» от 28.01.2023), «Ненормативная лексика подростков» (от 03.02.2023).

свернуть

Психологическая коррекция

В ходе реализации инновационного проекта была организована практико-исследовательская деятельность на занятиях с использованием наряду с традиционными приемами различных психологических инструментов и техник, таких как краски ЭБРУ, метафорические ассоциативные карты, элементы песочной терапии.
развернуть
in111

психопрофилактические занятия, направленные на профилактику суицидоопасного поведения старшеклассников;

занятия, направленные на адаптацию учащихся к обучению в профильных классах «Наш класс»;

занятия по профилактике дезадаптации учащихся «Лестница роста» (для учащихся I классов), «Я - пятиклассник» (для учащихся V классов).

in222
свернуть

Повышение качества оказания психологической помощи

и внедрение наиболее эффективных практик психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса
развернуть

 стажировка в заочной форме в ГУО «Академия последипломного образования» по теме «Психологическое сопровождение инновационной деятельности в учреждении образования» (с 30.08.2021 по 24.12.2021);

участие в семинаре-практикуме 27.03.2023 года по теме «Подготовка отчетных материалов по результатам реализации экспериментального и инновационного проекта в учреждении образования: современные подходы и нормативные требования», проведенном Кийко Мариной Ивановной, методистом методического управления мониторинга и менеджмента образования государственного учреждения образования «Гродненский областной социально-педагогический центр»;

 участие в семинаре-практикуме 29.03.2023 года по теме «Особенности организации деятельности в учреждениях образования по профилактике и оказанию помощи несовершеннолетним, пострадавшим от насилия», организованном и проведенном специалистами государственного учреждения образования «Гродненский областной социально-педагогический центр»;

участие в обучающем тренинге для педагогов-психологов и педагогов социальных школ Сморгонского района родительского курса «Что могут родители?» и «От коляски до школы», организованном специалистом Сморгонского СПЦ;

повышение квалификации в ГУО «Гродненском областном институте развития образования» по программе повышения квалификации учителей, преподающих факультативные занятия «Основы семейной жизни» и «Подготовка учащихся к семейной жизни», «Гендерное и семейное воспитание: инновационные подходы к деятельности» (2023).

выступление с докладом «Использование современных информационно-коммуникативных технологий в процессе организации профориентационной работы с учащимися» на международной научно-практической конференции «Актуальные направления профориентационной работы в современном учреждении образования», организованной в дистанционном формате государственным учреждением образованием «Академия последипломного образования» (18.10.2022).

свернуть

Методические разработки и материалы:

развернуть
  1. Календарный план организации инновационной деятельности государственного учреждения образования «Гимназия г. Сморгони» в рамках инновационного проекта «Внедрение модели программно - методического обеспечения организации психологической помощи в учреждениях общего среднего образования» на 2022/2023 учебный год
  2. Результаты психологических исследований процесса адаптации учащихся V классов
  3. Памятка для педагогов «Один против всех»
  4. Памятка для педагогов «Дети среди детей, или Как помочь непопулярному ребенку?»
  5. Семинар-практикум для родителей учащихся пятых классов «Антистрессовая адапт-аптечка «Встречай нас, пятый класс!»
  6. Личный блог педагога-психолога в сети Интернет: Instagram:psycholog.natasha.molchan 

in333

  1. Ссылка на статью в газете Сморгонского района «Светлы шлях» «Буллинг в школе» от 28.01.2023 https://www.shliah.by/news/obshhestvo/news31247.html 
свернуть
поделиться в: