Педагогам

ВИДЕОУРОКИ По этике общения с незрячими

развернуть

Видеоуроки на тему: ”Этика общения с незрячими“ https://mogilev.beltiz.by/category/etika-obshcheniya-s-nezryachimi/, разработанные общественным объединением ”Белорусское товарищество инвалидов по зрению“:

Видеоурок «Встреча со знакомым незрячим»: https://disk.yandex.ru/i/_k0ckK5hBaC42ghttps://disk.yandex.ru/i/_k0ckK5hBaC42g

Видеоурок «Жесты и мимика в беседе с незрячим»: https://disk.yandex.ru/i/LRcPzp5SyLkofA

Видеоурок «Рукопожатие с незрячим»: https://disk.yandex.ru/i/m-i1LV9fvbLK7w

Видеоурок «Как правильно предложить помощь при сопровождении незрячего»: https://disk.yandex.ru/i/MxA2y0FmwVF7Sw

Видеоурок «Как правильно сориентировать незрячего на местности»: https://disk.yandex.ru/i/_m1CB3AefQOsxQ

Видеоурок «Можно ли говорить незрячему видишь, смотри, увидимся»: https://disk.yandex.ru/i/wsQdxLPKvI4eUg

Видеоурок «Сопровождение незрячего при спуске или подъеме по лестнице»: https://disk.yandex.ru/i/SzsbtFPBzjOnYA

Видеоурок «Незрячий на остановке и в общественном транспорте»: https://disk.yandex.ru/i/lQew2RKFc-MpoQ

свернуть

Дисграфия

развернуть

 

     

Дисграфия – это неспособность (или сложность) овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта. В большинстве случаев дислексия (нарушение чтения) и дисграфия (нарушение письма) наблюдаются у детей одновременно, хотя у некоторых они могут встречаться и по отдельности.

Коррекцией данных видов нарушений занимается учитель-дефектолог. Рассмотрим ошибки, которые наблюдаются при дисграфии:

  • Ошибки на замены и смешения букв, обозначающих звуки близкие по звучанию. Чаще на письме смешиваются буквы, обозначающие свистящие и шипящие звуки, звонкие и глухие, мягкие и твердые, аффрикаты и их компоненты (Ч-ТЬ, Ч-Щ, Ц-Т, Ц-С, С-Ш, Б-П, Д-Т). Частыми ошибками являются замены гласных, находящихся даже в ударном положении, например, ТУЧА-ТОЧА, ДЕКАБРЬ-ДЕКОБРЬ и др.
  • Ошибки, обусловленные нарушением слоговой структуры слова. Наиболее распространенными являются следующие ошибки на письме: пропуски согласных при их стечении; пропуски гласных букв; перестановки букв; добавление лишних букв; пропуски, перестановки и добавления слогов.
  • Нарушение грамматического согласования слов в предложении.  На письме это выражается в виде неправильного согласования и управления различных частей речи. Дети не чувствуют интонационной и смысловой законченности предложения, поэтому не могут правильно на письме обозначить границу предложения.
  • Смешение букв сходных по начертанию.  В письменных работах при этом нарушении появляются ошибки в виде замен букв сходных по начертанию или имеющих одинаковые элементы. Наиболее часто наблюдаются смешения следующих букв: Д-Б, П-Н, П-И, Ш-Щ, Н-К, М-Л и др.

Почему ребёнок пропускает гласные на письме. Как ему помочь?

Одна из центральных проблем, возникающих у детей на начальной стадии обучения письму – это пропуск букв. Как правило, это случается потому, что:

- недостаточно развит фонематический слух;

- слабо развито внимание;

- низкий уровень самоконтроля.

К счастью, все эти проблемы успешно решаются. Разберемся в каждой из них подробнее. Фонематический слух – это способность различать и дифференцировать звуки речи. Неправильное произношение звуков может повлиять на то, что ребенок не различает сходные по звучанию звуки. Например, [с] и [ц] и путает буквы их обозначающие. При нарушении фонематического слуха ребенок часто не может правильно сосчитать количество звуков в слове, поэтому при записи слова пропускает буквы.        

Упражнения при пропуске букв из-за нарушения фонематического слуха:

1)   Подсчет звуков в слове.

Вы говорите ребенку слово и просите сказать, сколько в нем звуков. Сначала для выполнения этого упражнения предлагайте слова, содержащие гласные звуки: [а], [о], [ы], [и], [у] и любые согласные. Примерный набор слов:Из 3-4 звуков: Кит, дом, мама, рыба, лук, крот, рот, лыжи, мак, стул. Из 4-5-6 звуков: Карта, стул, корова, лист, машина, шкаф, книга, кактус, крыша, фартук. Из 6-7-8 звуков: Рубашка, дракон, тротуар, командир, галстук, художник, карандаш, карман, свисток, провод. Можно разнообразить упражнение, «записывая» звуки с помощью кружочков: один звук – один кружочек.

2)   Назови порядковый номер звука.

Можно задавать два вида вопросов: - Какой по счету звук [а] в слове рыба? - Назови второй по счету звук в слове рыба. Выполняя это упражнение, ребенок не только пересчитывает звуки, но и устанавливает их последовательность. Чтобы усложнить это упражнение можно задавать такие вопросы: - Какой звук идет после звука [ы] в слове рыба? - Какой звук идет перед звуком [а] в слове рыба? - Какой звук идет между звуком [ы] и звуком [а] в слове рыба? При недостаточном развитии внимания ребенок может правильно называть количество и последовательность звуков в слове, но при написании слова, пропускает буквы, даже если сам себе диктует вслух. Это происходит потому, что говорит маленький ученик быстрее, чем пишет.

Чтобы решить проблему пропуска букв, нужно развивать орфографическую зоркость – умение видеть ошибки, отличать правильное написание слова от неправильного.

Упражнения для развития орфографической зоркости :

1)   Найди ошибку

Поиск и исправление слов с пропущенными буквами. При подготовке слов для выполнения упражнения, взрослый специально записывает слова, пропуская в них буквы. Задача ребенка – найти и исправить слова с ошибками. Пропускать можно:

- ударные гласные,

- согласные, которые стоят перед гласными.

- букву Ь, когда она стоит после согласного. Если ребенку тяжело справляться с поиском пропущенных букв рекомендую начать с выполнения такого упражнения:

2) Сравнение правильного и неправильного слова

Напишите одно и то же слово два раза: один раз – правильно без пропущенных букв, второй раз – неправильно, пропустив букву. Предложите ребенку сравнить два слова, предупредив, какое написание правильное. Чтобы запомнилось только правильное написание, пишите слова разным цветом: правильное – зеленым, а неправильное – красным.

3)   Слово наоборот

Вы произносите слово, начиная с последнего звука, а ребенок говорит слово, начиная с первого звука. Например: анул – луна, трок – крот. Чтобы произнести слово правильно, то есть перевернуть его, надо назвать все звуки в нужной последовательности, не пропуская ни одного. Слова для игры в перевертыши не должны содержать букв: е, ё, я, ю. В этом упражнении, как и в любом другом, сложность надо увеличивать постепенно, но постоянно. Начинайте игру с трех или четырех букв в словах, а по мере становления навыка, переворачивайте слова из семи, восьми и более букв: лидокорк, акжонокорос, нофотингам и т.д. 

  

свернуть