Родителям

 

 

 

Артикуляционная гимнастика

развернуть

Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. 

Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие, обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем". Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут. 

Артикул гимнастикаАртикул гимнастика2

свернуть

Как помочь ребёнку преодолеть трудности по ориентировке в пространстве

развернуть

Развитие пространственных представлений младших школьников является одной из важных задач обучения в школе. Конечно, ребёнок приходит в школу, имея определённый запас знаний, полученных в семье, в детском саду. В школе же продолжается работа по совершенствованию знаний детей о пространстве. Большое внимание этому уделяют не только учителя начальной школы, но также дефектологи и психологи. В первую очередь они работают с теми детьми, у которых наблюдается недостаточная сформированность пространственных представлений.

Развитие пространственной ориентации ребёнка происходит в неразрывной связи с формированием его мышления и речи. В результате взаимодействия взрослого и ребёнка, последний постепенно переходит от неточных общих словесных обозначений пространства («там», «тут», «здесь» и т.п.) к освоению специальных слов, обозначающих пространственные признаки предмета и его взаиморасположение с другими («слева», «выше» и т.п.). Эти понятия становятся орудием для дальнейшего, более глубокого анализа пространственных представлений.

К моменту поступления в школу ребёнок, как правило, уже различает свои правую и левую руку, понимает значение слов «вверх», «вниз», «дальше», «ближе», «впереди», «позади» и т.д., может не только практически воспроизвести, но и определить словами расположение предметов относительно самого себя. В младшем школьном возрасте в процессе усвоения знаний по различным учебным предметам (письму, математике; на уроках изобразительного искусства, труда, физической культуры), а также в средней и старшей школе (в процессе обучения геометрии, черчению, географии) происходит дальнейшее развитие пространственных представлений детей о величине, протяжённости, длине, ширине, высоте, расстоянии, направлениях по сторонам своего тела и т.д.

Однако, важно то, что уже от первоклассника учебная деятельность требует не только ориентировки в пространстве, но и владения основными пространственными понятиями. Огорчает немало то, что восприятие страницы, выделение на ней клетки, её сторон, углов, расположение знака на листе, строке и ориентировка на плоскости листа нередко вызывают у учащихся первых классов определённые трудности, что, конечно же, обусловлено недостаточно сформированными представлениями и понятиями о пространстве. А это может привести к таким распространенным ошибкам, как «перевертывание» детьми изображения букв и цифр, неверное написание графически сходных букв и цифр.

Предлагаю некоторые интересные, на мой взгляд, игры-упражнения, которые помогут Вашему ребёнку преодолеть трудности в пространственной ориентировке.

1.Упражнение «Найди предмет»

Цель: развитие понимания пространственных отношений предметов посредством вербальных обозначений.

Используемые материалы: любой предмет либо игрушка

Ведущий просит ребёнка встать около двери и сообщает ему, что спрятал предмет, а ребёнку предстоит его найти. Указания месторасположения спрятанного предмета ведущий сообщает ребёнку, используя при этом слова и предлоги, с помощью которых определяется местоположение предмета.

Например: «Встань так, чтобы впереди тебя было окно, сделай два шага налево, два шага вперед и ты найдёшь предмет на стуле под книгой».

2. Упражнение «Самый внимательный»

Цели: развитие умения использования предлогов и слов, обозначающих расположение предметов в пространстве, развитие памяти и внимания.

Ребёнок выходит в центр комнаты. Ему даётся задание внимательно оглядеться вокруг, постараться запомнить предметы, находящиеся в комнате. Затем ребёнок закрывает глаза, а другие участники задают ему вопросы о предметах, которые находятся относительно него позади, спереди, справа, слева. Например: «Сколько стульев стоит справа от тебя?», «Есть ли позади тебя карандашница?».

3. Упражнение «Разноцветные клеточки»

Цели: развитие пространственных представлений о расположении объектов по вертикальной оси, развитие умения самостоятельного употребления слов, обозначающих расположение в пространстве.

Используемые материалы: поля из клеток на отдельных листах бумаги.

Ребёнку выдается лист бумаги с полем из клеток. Ведущий же по заранее приготовленному им полю диктует, используя слова, обозначающие пространственное расположение объектов, какие клеточки каким цветом закрасить.

После выполнения задания ребенок также может выступить в роли ведущего, отметив на своём поле по 1-2 клеточки и описав их местоположение.

Например: «Клетку в верхнем левом углу закрасьте фиолетовым карандашом, отсчитайте от неё две клетки влево и третью клетку закрасьте зелёным цветом. Отступите от зелёной клетки вниз одну клетку и вторую закрасьте жёлтым карандашом».

4. Упражнение «Кто за кем»

Цель: учить употреблять понятия в речи «спереди», «сзади», «перед», «за», «после», «между».

Используемые материалы: игрушки (животные) либо различные предметы из домашнего обихода.

Ребёнку предлагают построить в колонну игрушечных животных. А затем просят рассказать: «Кто стоит перед львом?», « После кенгуру?», «А где стоит обезьянка?» и т.д.

Уважаемые родители, я надеюсь, что предложенные упражнения, помогут Вашему ребёнку справиться с трудностями по ориентировке в пространстве. 

свернуть

Слоговая структура слова

развернуть

Связь ритма и слоговой структуры слова

Под понятием “слоговая структура” слова принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове.

Слоговая структура слова строится на сочетании следующих один за другим звуков речи, которые слагаются в слоги (части) слова и затем в слова, т. е. в ритмические части и группы.

У каждого слова есть свой определенный ритм. Есть похожие по ритму слова, которые объединяются в группы - односложные (однослоговые, однослоговые слова со стечением согласных в начале или конце слова), двусложные (состоящие из двух слогов слова с открытыми слогами и закрытыми слогами, слова со стечением согласных…) и т.д.

Одни ритмические части или группы требуют отрывистого произношения, другие - плавного, растянутого, певучего; одни звуки притягивают ударение, другие лишены его и т. д. Таким образом, в устной речи мы замечаем определенный ритм.

Как всем известно - лучшее запоминание происходит при включении трех органов чувств: слуха, зрения и моторных ощущений (движений). Есть еще одна народная пословица «Повторение мать учения», которая учит, чтобы лучше запомнить, надо многократно повторить.

Детям перестали читать и рассказывать детские сказки. В текстах самых простых сказок присутствуют повторяющиеся элементы (слова, фразы). Это тоже ритмически повторяющийся рисунок. Примером может служить сказка про Колобка.

Катится колобок, а навстречу ему заяц: — Колобок, колобок, я тебя съем! — Не ешь меня, заяц, я тебе песенку спою: я колобок, по коробу скребен, по сусеку метен, я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, от тебя, зайца, не хитро уйти!

И покатился колобок дальше — только заяц его и видел!

Катится колобок, а навстречу ему волк: — Колобок, колобок, я тебя съем!..).

Периодически повторяющиеся части произведения развивают слуховое внимание, память.

Дети чаще знакомятся со сказками по компьютеру, планшету.  Очень полезно именно рассказывать детям сказки, с точки зрения подготовки к становлению речи, чтобы дети их воспринимали на слух. Дети не умеют слушать и слышать, это проблема современной жизни. Компьютер дает детям яркие впечатления, умение не глядя нажимать на кнопки, быстро справляться с ним. А умению общаться не учит. А речь в первую очередь — это средство общения.

 Игры с мячом и другими спортивными снарядами, незаслуженно забытые родителями, всегда помогали скоротать время и развивали ловкость, чувство ритма, координацию движения, активизировали нервные импульсы в коре головного мозга, стимулировали к развитию моторных и речевых центров, которые находятся очень близко друг к другу.

Работа над слоговым составом слова начинается с работы над ритмом. В основе работы лежит отхлопывание слов по слогам с выделением ударного слога голосом и более громким хлопком. Прежде чем начинать работу над словами, необходимо научить ребенка хлопать тихо и громко, хлопать один раз и много раз. Когда данные задания будут выполняться достаточно четко, можно перейти к произнесению с одновременным отхлопыванием звукосочетаний разного ритма, состоящих из одинаковых повторяющихся слогов (например: папА, пАпа, гагА, гАга и т. п.; пАпапа, папАпа, папапА и т.п.).

Как формировать слоговую структуру слова?

Этапы формирования слоговой структуры слова:

- уточнение артикуляции сохранных звуков;

- проговаривание слоговых рядов разной степени сложности только с сохранными звуками по схеме;

- проговаривание слов за взрослым отраженно, составление предложений со знакомыми словами, а также называние слов по картинкам.

Слоговая структура

Игры на слоговую структуру слова:

Игра с мячом

Цель: учить отхлопывать слоговой ритм слова. Материал: мяч. Ход игры: ребёнок отбивает мячом ритм заданного слова.

Игра «Телеграф»

Цель: развивать умение делить слова на слоги. Материал: палочки. Ход игры: ребёнок «передаёт» заданное слово, отстучав его ритмический рисунок.

Игра «Сосчитай, не ошибись»

Цель: учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие. Материал: пирамидка, кубики, камешки. Ход игры: ребёнок произносит заданные взрослым слова и выкладывает камешки (кольца пирамидки, кубики). Сравнить слова: где камешков больше, то и слово длиннее.

Игра с мячом «Передай дальше»

Цель: учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие. Материал: мяч. Ход игры: дети передают мяч друг другу и одновременно называют слог заданного слова.

Игра «Назови правильное слово»

Цель: учить различать правильно звучащие слова. Материал: картинки. Ход игры: взрослый произносит слова неправильно, ребёнок называет слова правильно (если ребёнку трудно выполнить задание, то в помощь даются картинки).

Упражнение «Что изменилось?»

Цель: учить различать разную слоговую структуру слова. Материал: картинки. Ход упражнения: ребёнок объясняет различие между словами. Слова: кот, кошка, котёнок. Дом, домик, домище.

Упражнение «Найди самое длинное слово»

Цель: закреплять умение делить слова на слоги. Материал: картинки. Ход упражнения: ребёнок выбирает из предложенных картинок ту, на которой изображено самое длинное слово.

Упражнение «Сосчитай, не ошибись»

Цель: закреплять умение детей делить слова на слоги. Материал: картинки, карточки с цифрами.  Ход упражнения: Взрослый показывает картинки, дети показывают цифру, соответствующую количеству слогов в слове (вариант усложнения – цифру ударного слога).

Упражнение «Какое слово отличается»

Цель: учить различать слова с разной ритмической структурой. Материал: картинки. Ход упражнения: взрослый называет серию слов, дети определяют лишнее слово (использовать картинки, если дети затрудняются). Слова: бак, рак, мак, ветка. Вагон, бутон, батон, самолёт.

Упражнение «Назови одинаковый слог»

Цель: закреплять умение сравнивать слоговую структуру слов. Материал: картинки. Ход упражнения: ребёнок должен найти одинаковый слог в предложенных словах (самолёт, молоко, прямо, мороженое).

Игра «Конец слова за тобой»

Цель: учить синтезировать слова из слогов. Материал: мяч. Ход игры: взрослый начинает слово и бросает мяч ребёнку, он добавляет одинаковый слог ША: ка…, ва…, Да…, Ма…, Ми…

Игра «Какое слово получилось?»

Цель: упражнять в простейшем слоговом анализе. Материал: мяч. Ход игры: ребёнок, бросая мяч взрослому, произносит первый слог. Взрослый, возвращая мяч, говорит второй слог и просит ребёнка назвать слово полностью.

Ребёнок:                          Взрослый:                                Ребёнок: кет                                    букет фет                                    буфет Бу                                      тон                                          бутон бен                                    бубен

Упражнение «Назови ласково»

Цель: учить чётко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при образовании имён существительных. Материал: мяч. Ход упражнения: взрослый, бросая мяч ребёнку, называет предмет. Ребёнок, возвращая мяч, называет его «ласково». Бант – бантик, бинт – бинтик, куст – кустик, шарф – шарфик, лист – листик.

 

 

свернуть

Автоматизация звуков

развернуть

Автоматизация звуков

Автоматизация звука -это закрепление правильного произношения звука в речи. Поставленный звук очень хрупкий, так как у ребенка сложилась стойкая привычка его дефектного произношения, либо ребёнок не произносил звук вообще. При автоматизации звука в речи - закрепляется новый правильный звук.

Советы по автоматизации звуков

Автоматизировать звук, когда ребенок может произносить его правильно (см. артикуляцию звуков), чётко при многократном повторении.

Перед выполнением упражнений на автоматизацию звука необходимо разогреть речевые мышцы (выполнить артикуляционную гимнастику и подготовительные упражнения).

Нельзя одновременно автоматизировать звуки, которые ребенок путает в речи ([Ш] и [С], [Ж] и [З], [Р] и [Л]).

При автоматизации звука необходимо придерживаться последовательности: от простого к сложному. Слоги » слова » словосочетания » предложения » тексты » стихотворения » скороговорки » самостоятельная речь.

Ребенку должно быть интересно, больше наглядного материала: показывайте картинки, рисуйте и раскрашивайте слова с заданным звуком, используйте сюжетные картинки, играйте.

Чтобы добиться положительного результата, надо заниматься каждый день по 15-20 минут. Следить за произношением ребенка в повседневной жизни.

свернуть

Фонетический слух

развернуть

Что такое фонематический слух и как его проверить?

фонет слух

Фонематический слух — это способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, особенно близкие по звучанию. Благодаря фонематическому слуху ребёнок может распознать и различить звуки. ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ нужен для того, чтобы можно было соотнести звук и букву, даже правильное произношение какого-либо звука очень осложняется, если фонематический слух недостаточно развит. Ребёнок со слабым развитием фонематического слуха не опознаёт тот или иной акустический признак сложного звука, по которому один звук отличается от другого. В связи с не опознанием того или иного признака звук узнаётся неправильно. Это приводит к неправильному восприятию слов (изначально) и в дальнейшем к неправильному произношению (например: дом – «том», мебель – «небель», длинный – «глинный»). Эти недостатки мешают правильному пониманию речи как самим говорящим, так и слушающим. К тому же, как видно из примеров теряется и меняется смысл высказывания. Нарушение и недоразвитие фонематического слуха и восприятия значительно затрудняют обучение грамоте, приводят к нарушению письменной речи-дисграфии, задерживают процесс автоматизации поставленных звуков речи.

Как проверить фонематический слух? Вы можете сделать это сами!

Попросите ребенка повторить слоги попарно: са-за, та-да, ба-па, ва-фа, ма-на; ша-жа-ша, ва-фа-ва, ма-на-ма, да-та-да; слова: мишка-миска, мышка-мишка, коза-коса. Если ребёнок неверно повторяет за вами цепочки слогов, слов, то это говорит о том, что фонематический слух нарушен.

К чему приводит нарушенный фонематический слух?

Совсем маленькие дети ещё не способны управлять своим слухом и не могут отличить правильное произношение от неправильного, но ребёнок растёт, развивается, а вместе с ним и развивается его фонематический слух, при условии, что ребёнок находится в благоприятной речевой среде – с ним разговаривают взрослые, читают ему сказки, учат стихи. И постепенно ребёнок овладевает правильным произношением. К 4 годам ребёнок должен уже выговаривать правильно все звуки, кроме [л], [р]. А к 5 годам правильное произношение всех звуков родного языка и не допускается смешение фонем (с-ш, ж-ш, к-т, р-л и т.п.).

При нарушении фонематического слуха мы наблюдаем неправильное произношение у детей от 4 лет и старше. Кроме того, дети с нарушением фонематического слуха, занимаясь с дефектологом, тратят больше времени на процесс автоматизации (введение звука в речь), такого ребёнка часто приходится подолгу исправлять родителям.

В дальнейшем, когда ребёнок идёт в школу, у него могут возникнуть некоторые проблемы при обучении грамоте или чтении. Нарушение фонематического слуха проявляется в том, что ребёнок при чтении путает названия букв, пропускает буквы в словах и не замечает этого. А в письме замена букв звонких на глухие – оглушение и наоборот озвончение (бочка-почка , зайка-сайка, дом-том), замена твёрдых на мягкие и наоборот ( дядя-дада, дверь-двер, любовь-лубов). Весь процесс обучения грамоте основывается на умении ребёнка анализировать каждый звук в слове, отличать его от других звуков.

Упражнения на развитие фонематического слуха:

1.Игра “Поймай звук”. Взрослый называет звуки, а ребёнок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит заданный звук (например звук [Ш]).

А К Л Н Ш С П Ш Щ Ч В З Ц Ш

Затем в словах:

ШКОЛА НОЖ НОС КАША СТУЛ БАБУШКА ЖИРАФ

2.Игра “Исправь меня”. Называем слово правильно и неправильно, а ребёнок хлопает в ладоши, когда слово сказано верно.

МАШИНА ЯБЛОКО КОНФЕТА

МАФЫНА ЯБОКО КОФЕТА

МАСЫНА ЯБЪЯКА КАСЕТА

МАШИНА ЯБЛОКО КОНФЕТА

3.Игра “Придумай имя”. Придумайте имя мальчику(девочке) на заданный звук, например, звук Н – Настя, Надя, Наташа. Звук В – Вова, Ваня, Вася, Валера и т.д.

4.Игра “Назови первый звук в слове”. Назови первый звук в слове: аист, утка, облако, осень, ива, кот, дом, мост, мама, каша, слон и т.д.

свернуть

Дифференциация звуков

развернуть

Что такое дифференциация звуков?

Дифференциация звуков — это различение звуков, схожих по каким-то признакам. Ребенок научился произносить звуки правильно, но в самостоятельной речи заменяет их на звуки, сходные по звучанию. Не стоит пренебрегать дифференциацией, потому что ребенок как произносит, так потом и напишет.  Могут возникнуть проблемы с чтением и с письмом.

В работе по дифференциации звуков можно выделить три основных этапа:

  • Дифференциация изолированных звуков.
  • Дифференциация звуков в словах.
  • Дифференциация звуков во фразовой речи.

Если ребёнок умеет читать (писать), работаем над различением звуков в письменной речи.

Карточки для домашнего задания "Дифференциация звуков С - Ш"

сш

  1. «Слушай, не зевай и показывай букву: С или Ш»

С - Ш 1

сом, мишка, сосна, кошка, камыш, песок, Луша, лиса, сосиска, кошелёк, посадка, шуметь.

  1. «Запомни, повтори»

са-ша

иш-иш-ис

шо-со

сы-ши-ши

ус-уш

со-шо-со

 

  1. Проговаривать, различая звуки С – Ш /3-5 раз/

шапка – сайка 

салют – шалун 

шалфей - салфетка 

писать – решать 

сапёр – шахтёр 

кусок - пушок

лошадка – посадка

салат – шалаш  

мешок – лесок

сутки – шутки 

пляшу – плясун

суметь - шуметь

 

  1. Составить предложение со словом «шахтёр», «салфетка».

 

 

 

  1. «Слушай, не зевай и показывай букву: С или Ш»

С - Ш 2

Соня, пусто, шумный, душно, пошли, посолить, кашка, колбаса, последний, высокий, плюшки, колос, скакать.

  1. «Запомни, повтори»

ус-уш-ус

сно-сно-шно

яш-яс-яс

исп-ишп-исп

 

  1. Проговаривать, различая звуки С – Ш /3-5 раз/

шутки – сутки

нас – наш  

кумыс - камыш

суметь – шуметь

башня – басня 

сытый - шитый 

крыса – крыша

каска – кашка 

шайка - сайка

шила – сила 

паста – пашня 

шалить – солить

 

мишка – миска – шумно

 

 

песок – мешок - лесок

 

 

  1. «Я …, ты …, он …, мы …, вы …, они …»

- мешать суп лож/ш/кой

 

 

 

  1. Проговаривать

С – Ш 3

большая собака

пшённый суп

сладкие плюшки

большая салфетка

высокая башня

школьный сад

вкусная каша

спелые вишни

синий кувшин

свернуть