Бизнес-компании

Алгоритм создания и деятельности ученической бизнес-компании

1. Решение Совета учреждения образования о создании бизнес-компании (протокол заседания Совета).

2. Приказ руководителя учреждения образования о создании бизнес-компании (приказ директора).

3. Разработка и утверждение Положения о бизнес-компании (утверждается директором) на основе Примерного положения о школьной бизнес-компании учреждения образования.

4. Согласие родителей на работу учащихся в школьной бизнес-компании (заявление родителей).

5. Заключение договора подряда между учреждением образования и учащимся на выполнение работ (договор подряда).

6. Приказ руководителя учреждения образования о приеме учащихся на работу в школьную бизнес-компанию (приказ директора).

7. Разработка бизнес-плана школьной бизнес-компании (утверждается директором), внесение изменений в Устав учреждения образования (направления деятельности школьной бизнес-компании должны соответствовать Уставу).

8. Распределение обязанностей между членами школьной бизнес-компании (должностные инструкции).

9. Расчет цены (тарифов) на выполняемые работы (оказываемые услуги) (прейскурант цен, утвержденный начальником отдела образования).

10. Производство и реализация продукции:

проведение рекламных мероприятий, поиск заказчиков;

заключение договора с заказчиком на выполнение работы (оказание услуги) – при необходимости;

выставление счета-фактуры – при оплате заказчиком безналичным расчетом;

оплата за наличный расчет через кассовый аппарат либо оформление приходно-расходного ордера;

выполнение заказа (акт сдачи-приемки выполненных работ, если был заключен договор с заказчиком).

11. Оформление акта приема выполненных работ между членом бизнес-компании и учреждением образования (акт передается в бухгалтерию отдела образования).

12. Получение заработной платы в бухгалтерии отдела образования согласно ведомости.

13. Отчет о деятельности бизнес-компании.

Организация деятельности школьных бизнес-компаний

Краснова, М.А. Партнерство бизнеса и образования / М.А. Краснова // Народная асвета. – 2012. – № 11. – С. 38–39.

Краснова, Т.В. К тайнам экономики –– через Интернет / Т.В. Краснова // Мінская праўда. – 2012 (21 апреля). – № 71–72.

Хацкевич, Ж.И. Школьная бизнес-компания: с чего начать / Ж.И. Хацкевич // Директор школы, гимназии, лицея. – 2013. – № 2. С. 18–19.

Хацкевич, Ж.И. Как оформить положение о школьной бизнес-компании учреждения образования / Ж.И. Хацкевич // Директор школы, гимназии, лицея. – 2013. – № 3. – С. 43–45.

Караник, Л.А. Предпринимательский всеобуч для школьников / Л.А. Караник // Образование Минщины. – 2013. – № 3. – С. 38–39.

Вишнякова, С.Г. Дистанционное образование для всех / С.Г. Вишнякова // Образование Минщины. – 2013. – № 4. – С. 70–71.

Краснова, М.А. Экономическая социализация школьников: цели, компоненты, этапы / М.А. Краснова // Народная асвета. – 2014. – № 11. – С. 31–34.

Краснова, М.А. Ученические бизнес-компании: создание и функционирование: методические рекомендации / М.А. Краснова. – Минск: Мин. обл. ИРО, 2014. – 44 с.

Примерное положение об учебной бизнес-компании

развернуть

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

об учебной бизнес-компании учреждения общего среднего образования и учреждения дополнительного образования детей и молодежи Республики Беларусь.

Настоящее Положение разработано в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь «О Государственной программе «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь» на 2016-2020 годы» от 23 февраля 2016 г. № 149.

Глава 1.Общие положения.

1.Учебная бизнес-компания (далее – УБК) – это объединение по интересам организуемое в учреждении общего среднего образования, учреждении дополнительного образования детей и молодежи (далее – учреждения образования) с целью развития предприимчивости, формирования практических навыков предпринимательской деятельности и других необходимых для успешной самореализации личностных качеств, способностей и компетенций обучающихся. Деятельность УБК не является предпринимательской.

2. Цель УБК:

- развитие предприимчивости, формирование у обучающихся практических навыков в области предпринимательской деятельности, подготовка к осознанному профессиональному самоопределению.

3. Основные задачи УБК:

- освоение сущности предпринимательской деятельности посредством практико-ориентированного обучения;

- содействие личностно-профессиональному становлению и развитию учащихся;

- реализация возможностей производства материальных и интеллектуальных продуктов.

4. Функции УБК:

– обучающая: формирование у учащихся знаний о предприимчивости и предпринимательстве и первоначальных умений для применения этих знаний в практической деятельности;

– воспитательная: воспитание чувства ответственности за результаты своего труда, стимулирование мотивации достижения и успеха;

– развивающая: развитие личностных качеств, способностей и компетенций, обеспечивающих успешность в предпринимательской деятельности;

– социальная: становление навыков ориентирования в социально-экономической и правовой среде.

Глава 2. Организация и содержание работы УБК.

5. Создание УБК и ее функционирование осуществляются непосредственно на базе учреждения общего среднего образования, учреждения дополнительного образования детей и молодежи.

6. УБК организуется на добровольной основе и утверждается решением педагогического совета учреждения образования.

7. Содержание и основные направления деятельности УБК конкретизируются исходя из специфики и возможностей учреждения образования, имеющейся материально-технической базы, потребностей и интересов ее участников.

8. Обязательными условиями создания УБК являются:

- наличие приказа по учреждению образования «О создании УБК и назначении куратора»;

- решение педагогического совета учреждения образования о создании УБК;

- наличие куратора УБК (педагога дошкольного образования детей и молодежи) с целью выполнения контролирующих функций и оказания консультативной помощи ее участникам;

- наличие письменных заявлений от ее участников, обучающихся данного учреждения образования;

- наличие письменного согласия на участие в УБК одного из законных представителей (отца либо матери, усыновителя, опекуна, попечителя) каждого ее участника;

- наличие утвержденного руководителем учреждения образования учебного плана деятельности бизнес-компании. План разрабатывается участниками УБК и выносится на рассмотрение педагогического совета учреждения образования с обязательным участием куратора;

- соблюдение правил техники безопасности, норм и правил охраны труда, санитарных и противопожарных правил.

9. УБК может осуществлять деятельность по производству материальных ценностей и интеллектуальных продуктов (за исключением деятельности, которая в соответствии с действующим законодательством отнесена к лицензионной).

Глава 3. Участники УБК.

10. Участниками УБК могут быть только обучающихся данного учреждения образования.

11. Участие в деятельности УБК возможно только в период обучения в вышеуказанных учреждениях образования, в свободное от основного учебного процесса время.

12. Количество участников УБК определяется в соответствии со статьей 233 Кодекса об образовании: наполняемость объединения по интересам первого года обучения составляет от 12 до 15 учащихся, второго и последующих годов обучения – не менее 8 учащихся.

13. Участники УБК самостоятельно выбирают руководителя и другие органы управления простым большинством голосов.

14.Куратор УБК не является ее участником.

Глава 4. Руководство работой УБК

 

15. Руководитель учреждения образования осуществляет контроль за деятельностью УБК, организует взаимодействие с районным, городским, областным отделами образования по вопросам регламентации деятельности УБК, заключает договора от имени учреждения образования на реализацию произведенных материальных ценностей и интеллектуальных продуктов.

16. Отделы (управления) образования, спорта и туризма облисполкомов и райгорисполкомов обеспечивают ведение реестра УБК, организацию и проведение областных форумов, слетов, ярмарок.

17. Консультативную помощь, направленную на оптимизацию деятельности УБК, могут оказывать субъекты инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.

18. Деятельность УБК приостанавливается либо прекращается решением руководства учреждения образования в связи с:

- окончанием текущего учебного года, до начала следующего учебного года;

- несоответствием деятельности УБК утвержденной бизнес-стратегии;

- отсутствием деятельности УБК на протяжении учебной четверти.

19. Деятельность УБК может продолжаться в период летних каникул в соответствии с решением педагогического совета учреждения образования и приказом руководителя учреждения образования.

Глава 5. Охрана труда.

20. Участники УБК проходят обучение по охране труда в виде вводного инструктажа, стажировки, первичного и повторного инструктажей на рабочем месте, а также целевого инструктажа при выполнении разовых работ. Обучение проводится инженером по охране труда.

21. Участники УБК допускаются к работе только после проверки их знаний по охране труда, проводимой методом устного опроса каждого лица и соответствующей записи в журнале по охране труда.

22. При применении труда участников УБК должны соблюдаться требования по охране труда, предусмотренные действующим законодательством.

23. Педагогические работники осуществляют контроль за соблюдением трудового законодательства и законодательства об охране труда, действующих нормативных правовых актов по производственной санитарии, пожарной и радиационной безопасности.

Глава 6. Права и обязанности участников УБК

24.Участники УБК имеют право:

– избирать и быть избранными в руководство УБК;

– участвовать в определении направлений деятельности УБК;

– получать информационную, консультационную поддержку со стороны куратора УБК;

– участвовать в мероприятиях, проводимых УБК;

– использовать материально-технические ресурсы учреждения образования для деятельности УБК;

– прекратить свое участие в деятельности УБК.

25. Участники УБК обязаны:

– добросовестно выполнять обязанности, возложенные на ее участников данным Положением, а также требования учебной и трудовой дисциплины;

– уважать честь и достоинство других участников УБК;

– заботиться о сохранности имущества, инвентаря и помещения, предоставляемого учреждением образования для деятельности УБК.

Глава 7. Учет и оплата труда.

26. Реализация произведенного УБК продукта осуществляется за наличный или безналичный расчет членами УБК в рамках действующего законодательства (ярмарки, выставки по договорам между учреждениями образования и торговыми организациями, индивидуальными предпринимателями, либо с другими организациями, заинтересованными в получении данного продукта);

27. Денежные средства, полученные за реализацию готовой продукции, поступают на внебюджетный расчетный счет данного учреждения образования, либо на субсчет учреждения образования в случае, если оно имеет статус обособленного юридического лица. Норматив распределения данного дохода утверждается педагогическим советом (приказом директора) по трем направлениям: нужды школы; обеспечение деятельности самой УБК (приобретение материалов, оборудования и т.п.); поощрение участников УБК. Поощрение куратора производится из части дохода, направляемого на нужды учреждения образования.

28. По завершении учебного года руководство УБК при содействии куратора готовит отчет о деятельности компании и предоставляет его администрации учреждения образования на утверждение.

29. Деятельность УБК регламентируется учебно-методическим комплексом «Учебная бизнес-компания».

 

Алгоритм создания и деятельности ученической бизнес-компании
1. Решение Совета учреждения образования о создании бизнес-компании (протокол заседания Совета).

2. Приказ руководителя учреждения образования о создании бизнес-компании (приказ директора).

3. Разработка и утверждение Положения о бизнес-компании (утверждается директором) на основе Примерного положения о школьной бизнес-компании учреждения образования.

4. Согласие родителей на работу учащихся в школьной бизнес-компании (заявление родителей).

5. Заключение договора подряда между учреждением образования и учащимся на выполнение работ (договор подряда).

6. Приказ руководителя учреждения образования о приеме учащихся на работу в школьную бизнес-компанию (приказ директора).

7. Разработка бизнес-плана школьной бизнес-компании (утверждается директором), внесение изменений в Устав учреждения образования (направления деятельности школьной бизнес-компании должны соответствовать Уставу).

8. Распределение обязанностей между членами школьной бизнес-компании (должностные инструкции).

9. Расчет цены (тарифов) на выполняемые работы (оказываемые услуги) (прейскурант цен, утвержденный начальником отдела образования).

10. Производство и реализация продукции:

проведение рекламных мероприятий, поиск заказчиков;

заключение договора с заказчиком на выполнение работы (оказание услуги) – при необходимости;

выставление счета-фактуры – при оплате заказчиком безналичным расчетом;

оплата за наличный расчет через кассовый аппарат либо оформление приходно-расходного ордера;

выполнение заказа (акт сдачи-приемки выполненных работ, если был заключен договор с заказчиком).

11. Оформление акта приема выполненных работ между членом бизнес-компании и учреждением образования (акт передается в бухгалтерию отдела образования).

12. Получение заработной платы в бухгалтерии отдела образования согласно ведомости.

13. Отчет о деятельности бизнес-компании.

свернуть
Ещё в этом разделе