2022/2023 учебный год

«ШАГ», посвященный итогам "Года исторической памяти"

22.12.2022 в гимназии г.Сморгони, в рамках информационно-образовательного проекта «ШАГ», который был посвящен итогам Года исторической памяти, состоялась диалоговая площадка учащихся 8-11 классов. Приглашенными гостями были: Павел Петрович Картавик, главный хранитель фондов УК «Сморгонский историко- краеведческий музей» и майор, Волынец Роман Олегович, заместитель начальника ЦМТО по идеологической работе Сморгонской пограничной группы.
Павел Петрович напомнил учащимся о том, что Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко отметил: «Утрата образа героического прошлого ведет государство к катастрофе и лишает народ будущего. Именно поэтому 2022 год мы объявили Годом исторической памяти…» Главой государства подписан Закон Республики Беларусь «О геноциде белорусского народа». С целью сохранения исторической памяти о событиях, происходивших на территории Сморгонщины в годы Великой Отечественной войны, в Сморгонском историко-краеведческом музее открыта экспозиция, посвященная геноциду на территории Сморгонского района. Все материалы, представленные в экспозиции, были получены в ходе расследования уголовного дела по факту геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны, которое проводила прокуратура Сморгонского района.
Роман Олегович рассказал о проводимой работе по сохранению исторической памяти среди военнослужащих, а также о мероприятиях, проводимых с учащимися в этом направлении (экскурсии, агитационные встречи, организация военно-патриотических лагерей). Майор отметил, что без знания прошлого невозможно успешное будущее. Именно поэтому на государственном уровне такое большое внимание уделяется сохранению исторической памяти, героического наследия и правды обо всех периодах жизни нашего народа.
Ребята, в свою очередь, рассказали о том, как через участие в патриотических акциях, исследовательских проектах, велопробегах по местам боевой славы, волонтерском движении по благоустройству памятников и обелисков удается чтить память своих предков, свою историю, реальные подвиги и достижения.

27 октября  в «Школе Активного Гражданина» прошли дискуссионные качели  по теме «Гордость за Беларусь. Государственная система правовой информации».

Конституцией Республики Беларусь (статья 34) гражданам гарантировано право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды. Государственные органы, должностные лица обязаны предоставлять гражданину Республики Беларусь возможность ознакомиться с материалами, затрагивающими его права и законные интересы.

Перед гимназистами выступила начальник ИДН Сморгонского РОВД Цыганкова Аксана Григорьевна. Она обратила внимание ребят на то, что доступность правовой информации, в первую очередь – нормативных правовых актов, составляющих законодательство Республики Беларусь, имеет важнейшее социальное значение как для государства, так и для каждого его гражданина. Государственная система правовой информации, функционирование и развитие которой обеспечивается Национальным центром правовой информации, не только позволяет легко ориентироваться в правовом поле и находить необходимые сведения, но и быть активным гражданином своей страны.

 Аксана Григорьевна  рассказала ребятам, где можно найти правовую информацию в сети Интернет, а именно,  указала на адрес Детского правового сайта mir.pravo.by  Она остановилась на том, что на Детском правовом сайте предоставлена возможность получения свободного доступа к тематическому банку данных «Мир права», который содержит основные законодательные акты, касающиеся прав детей в нашей стране.  На ресурсе внедрены правовые сервисы, где при помощи обратной связи есть возможность задать вопрос редактору сайта или перейти на Правовой форум Беларуси, в раздел «Правовое консультирование несовершеннолетних», посетить «Виртуальную приемную» Национальной комиссии по правам ребенка и задать вопрос медиатору.

Ребят интересовали разные вопросы из области права:

С какого возраста и как можно стать бизнесменом?

Как получить водительское удостоверение несовершеннолетнему?

Как разрешать конфликты в школе?

Можно ли подростку находиться на улице в ночное время суток (с 23 до 6 часов)?

Как устроиться на работу подростку?

С какого возраста наступает административная ответственность несовершеннолетнего?

Какими законами руководствуются при посещении другой страны?

На все эти вопросы были получены исчерпывающие ответы. Интерес учащихся к правовой информации говорит о том, что эта тема действительно волнует сегодняшнее поколение. В конце разговора Аксана Григорьевна предложила  принять участие в ежегодном правовом турнире «Сила Закона» подписаться на аккаунты mir.pravo.by в Instagram и TikTok.

 

 

22 сентября в гимназии прошел ШАГ по теме «Гордость за Беларусь. Активное лето активного гражданина». В рамках первого информационного блока «Один маршрут – общая память», приглашенный гость – руководитель музея Гимназии Рогач Т.Е. познакомила ребят с патриотическим проектом «Поезд Памяти». Акцентировала внимание на том, что эта акция объединила молодежь Беларуси и России и стала наглядным уроком истории для молодого поколения. Учитывая успешный опыт и значительный воспитательный потенциал Проекта, идея о его ежегодном проведении одобрена президентами двух стран.
Татьяна Евгеньевна рассказала ребятам о том, что отбор участников проекта в 2023 году будет осуществляться на конкурсной основе. В состав участников проекта предлагается включать лучших учащихся с активной гражданской позицией, достигших высоких показателей в учебной, общественной, спортивной, волонтерской деятельности, лидеров ученического самоуправления, активистов ОО «БРПО» и ОО «БРСМ», обучающихся военно-патриотических, кадетских классов, воспитанников военно-патриотических клубов, членов молодежных парламентов.
По второму информационному блоку «Лето – время действовать: от зарядки до трудовых рекордов» выступила секретарь первичной организации ОО «БРСМ» гимназии Михневич Т.А. Летние каникулы ассоциируются с отдыхом, но далеко не все молодые люди используют этот период для праздного времяпровождения. Огромное количество ребят стремится как можно раньше стать независимыми, в том числе в финансовом плане. Список задач, к которым можно привлекать школьников, определен перечнем легких видов работ для детей, утвержденным постановлением Минтруда и соцзащиты. Чаще подростки занимаются уборкой и благоустройством территории, посадкой деревьев, ремонтом учебных кабинетов и мебели, реставрацией библиотечного фонда. Татьяна Анатольевна отметила, что за летний период она побывала бригадиром 4 студенческих отрядов. Ребята работали 4 часа в день в первой половине дня. Занимались покраской заборов, мойкой автобусов, благоустройством дорог. За 2 недели работы удалось заработать от 100 до 150 рублей. Неплохое подспорье для школьника. Всю информацию о работе студенческих отрядов можно найти на сайте Республиканского штаба студенческих отрядов: https://brsm.by/about/directions/republican-state-of-student-teams/about/
Татьяна Анатольевна призвала активно записываться в члены ОО «БРСМ», так как формирование заявки на рабочие места летом начинается в декабре.

С целью расширения знаний учащихся о важнейших достижениях Республики Беларусь за годы независимости 24.11. в рамках образовательного проекта «ШАГ» в 8-11 классах Гимназии состоялся обмен мнениями по теме ««Гордость за Беларусь. Наша промышленность – надежный фундамент независимости» (развитие машиностроения, химической и нефтехимической промышленности, производство калийных удобрений). В рамках 1 информационного блока ребята узнали, какие новые отрасли машиностроения развиваются в Беларуси, почему Беларусь называют «страной большой химии» и почему ОАО «Беларуськалий» – национальное достояние Республики Беларусь».
В ходе обсуждения информации, полученной в ШАГе 1, ребята составляли кластер по машиностроению и химической промышленности, отмечали на карте Беларуси места, где расположены самые знаковые предприятия машиностроения, химической и нефтехимической промышленности, производства калийных удобрений. Учащиеся обменивались мнениями о том, почему в стране взят курс на производство экологических видов транспорта, о роли химической промышленности в сохранении окружающей среды, о использовании калийных солей в современной медицине и многом другом. Был сделан вывод, о том, что достижения в разных отраслях народного хозяйства дают белорусам повод гордиться своей страной и стремиться делать ее богаче и сильнее. Ребятам было предложено в качестве домашнего задания составить ТОП-5 достижений в промышленности своего региона.